Сделать домашней Добавить в избранное

Опрос

Последние комментарии

Нет комментариев
все комментарии »

Панель управления

Логин:
Пароль:

Автоспорт нищает: из немецкой суперсерии (где выступали Шумахер и Хаккинен) сбежали производители
25 мая 2020, 13:23

Автоспорт нищает: из немецкой суперсерии (где выступали Шумахер и Хаккинен) сбежали производители

 

ДТМ – легендарный немецкий чемпионат кузовных машин с богатой историей. Его проводят с 1984-го (с перерывом между 1996-м и 2000-м) с болидами, которые берут за основу реальные модели автогигантов вроде «Мерседеса», «Ауди» и «БМВ» – но с огромными доработками. Фактически авто из ДТМ – полноценные спортпрототипы, которые в начале 90-х обходились командам до $650 тысяч, а болельщики и журналисты окрестили чемпионат «кузовной «Формулой-1». Через чемпионат прошли потрясающие пилоты – Бернд Шнайдер, Ханц-Йоахим Штук (подиумы и в «Ф-1», и на «Ле-Мане»), чемпион «Ф-1» Кеке Росберг и десятки других бывших пилотов Гран-при.

Именно здесь запустили карьеру Джанкарло Физикеллы, а еще тут перед дебютом в «Ф-1» засветился совсем молодой Михаэль Шумахер.

Новая версия ДТМ, представленная в 2000-м, нацеливалась на сокращение расходов через ограничение ротации новых моделей прототипов, стандартизацию узлов, лимитирование мощности и запаса деталей. Однако для концернов вроде «Мерседеса» и «Ауди» стоимость года все равно оценивалась в 40 миллионов долларов – в 7-8 раз дешевле, чем в «Ф-1», но все же совсем немало.

С тех пор через немецкие гонки прошли Мика Хаккинен, Хайнц-Харальд Френтцен, Ральф Шумахер, Дэвид Култхард, Виталий Петров, Жан Алези, мощнейший раллист Маттиас Экстрем и великий «мистер Ле-Ман» Том Кристенсен. Более того, ДТМ помог запустить в «Ф-1» карьеры Пола ди Ресты, Паскаля Верляйна, Эстебана Окона и Антонио Джовинацци – а в середине 2000-х ее вполне справедливо считали достойной альтернативной «Ф-1» и отличным местом для соревнований на высшем уровне. Особенно отличался и сверхконкурентный характер: к примеру, в 2016-м в 18 гонках победили 10 разных пилотов (17 – побывали на подиумах хоть раз!), а битва за титул кипела до самых последних кругов. В 2017-м победили 12 человек, а чемпионство вновь разыгрывали трое гонщиков на последних этапах. В 2018-м – 9 победителей и драматичнейшая развязка сезона, в которой действовавший чемпион Рене Раст выиграл шесть заездов подряд – но пролетел мимо титула.

Теперь же ДТМ на грани закрытия: в серии почти не осталось машин и команд.

Падение началось в конце января до перехода пандемии в критическую стадию: из-за плохой финансовой обстановки (и прицела на приход в «Формулу-1» в 2021-м) программу участия в кузовном немецком чемпионате свернул «Астон Мартин» (после первого же не сильно удачного сезона – 49 очков четырьмя машинами). ДТМ оказался перед перспективой проведения нового сезона всего с 15 болидами? Но спустя три месяца (как раз на пике карантина) выяснилось, что на 2021-й в серии останется вообще шесть машин. Все – из-за ухода еще и «Ауди».

оловной концерн марки «Фольксваген» из-за разгорающегося кризиса встал перед необходимостью сокращения затрат и инвестиций в автоспорт – и между программами в ДТМ и «Формуле Е» выбрал последнюю. В точности как «Мерседес», покинувший немецкую серию в конце 2018-го.

Таким образом чемпионат теоретически превратился бы в кубок «БМВ» из шести машин – но без достойных конкурентов баварский концерн точно не согласится вложить в дело еще 40 миллионов в год. Расширение представительства чревато дальнейшим увеличением расходов – а в кризисные года даже от высказывания подобной идеи вслух у менеджеров заводов начнется нервный тик вместе с колоссальным падением бонусов. Фактически уход и последней марки из ДТМ теперь неизбежен – и он прикончит серию (если только кто-то не решит с помпой объявить о присоединении до конца сезона).

Казалось бы, чемпионат можно спасти с помощью множества частных команд – просто объявить ДТМ зоной, свободной от засилья автопроизводителей с имперскими сверхамбициями. Но, во-первых, серия с подобной логикой уже существует – WTCR (причем она тоже потеряла поддержку первого завода – гоночное подразделение Seat), а во-вторых независимые организации просто не потянут обслуживание продвинутых болидов без помощи от концернов.

«Очень просто сказать: используйте «Ауди» самостоятельно. Но кто заплатит за это? – негодует босс частной команды WRT Венсан Фоссе. – Даже в [менее мощном и сложном] классе GT3 сейчас уже не справиться с обслуживанием машин исключительно силами частников. А если говорить про болиды ДТМ, то они в этом плане на уровне LMP1» (быстрейшие спортпрототипы из «Ле-Мана» и чемпионата мира по гонкам на выносливость – Sports.ru).

Раздобыть нужные бюджеты через продажу мест пилотам и спонсорам из-за новой ситуации тоже не выйдет.

«Гонщики приносили бюджеты, пока видели перспективу, – объяснил босс Team Rosberg Киммо Лииматайнен. – Они знали: если покажут себя – могут получить предложение от заводской команды. Захочет ли кто-то платить, если такой опции больше нет?»

 

В прошлом году ДТМ стандартизировала технический регламент вместе с японской серией суперкаров Super GT – чемпионата, в котором основу конкуренции составляют как раз частные команды, независимые инвестиции и партнеры гонщиков. Но просто слиться с азиатской организацией у немцев не выйдет: в Японии гонки намного популярнее международных (именно поэтому на островах существуют мощнейшая собственная «Супер-Формула» – самая быстрая серия в мире после «Ф-1», особые «Ф-3» и «Ф-4» с огромным количеством машин на стартовой решетке и даже крупнейший дрифт-чемпионат в мире – D1GP), а переход на электромобили не приобрел европейской и американской массовости. Местные команды богаче и способны оплачивать содержание машин – но и уровень Super GT точно не назовешь «кузовной «Ф-1». Команды из ДТМ просто не смогут перейти в новый чемпионат с полным сохранением старых машин и идентичности – фактически от немецкого колорита уже мало что останется.

Конечно, можно рискнуть и перевести серию на технику пониже классом – но новый чемпионат тогда превратится в копию Blancpain GT или Кубка «Порше». Былого характера и шарма не останется и следа: это будут новые гонки под старой вывеской. По сути, мы наблюдаем конец некогда легендарной серии – и спасти ее уже нельзя



Комментарии: Оставить комментарий